Новости центра слухопротезирования "Территория Здоровья"

Слухопротезирование детей.

Слухопротезирование детей.

В настоящий момент насчитываются более 12 млн человек с нарушением слуха,в том числе детей и подростков около 1,3 млн (2009) человек. К сожалению сложилась и сохраняется устойчивая тенденция существенного роста частоты нарушений слуха.


Когда родители узнают о снижении слуха у своего ребенка, это повергает их в панику и страх неизвестности.

Но стоит ли бояться средств реабилитации в виде слухового аппарат?

Может ли аппарат навредить?

И на сколько слух важен, и влияет на жизнь и развитие ребенка?

На протяжении истории нашего развития слух превратился в важнейший входной канал нашего мозга. Основную часть знаний мы приобретаем именно благодаря речевой коммуникации. Как только мы овладеваем устной речью, в процессе чего мозг проводит огромную и уникальную работу, мы можем расширять свои заниня и без слуха, читая книги и журнала. Но даже речь, воспроизведенная в письменном виде, в конце концов, восходит к первоначальной акустической информации (ее произношение).

Каждый ребенок уникален. Но у всех детей со сниженным слухом есть одна общая проблема: сложности в восприятии звуков определенных частот и громкости. После детальной диагностики слуха вашего ребенка специалистом и четкого плана дальнейших действий Вы можете предпринять некоторые шаги, чтобы поддержать его языковое и социальное развитие.


Правильно подобранные и настроенные аппараты улучшают слышимость на всем диапазоне частот. Это поможет ребенку услышать звуки, столь важные для языкового и речевого развития.

Когда Ваш ребенок станет старше, слуховые аппараты помогут его социальному развитию и наладят крепкие связи с друзьями и семьей.

Обследования

Отоскопия

Обязательная процедура

Отоскопия - исследование при котором выполняется осмотр наружного слухового прохода, барабанной перепонки. При перфорации или же ее отсутствии — барабанной полости.

При проведении отоскопии используют прибор "отоскоп", воронки различных типов, в большинстве случаях используется увеличительная линза перед воронкой. Воронку вводят в ухо, и визуально оценивают состояние барабанной перепонки или же ее полости, состояние слухового прохода, наличие серных пробок и т.д.

Процедура совершенно безболезненная и исключающая какой либо физический дискомфорт.

Аудиометрия в игровой форме

для детей от 3х лет


Субъективный метод исследования слуха производимый в тихом акустическо изолированном помещении (шумоподавляющая камера), производимое в игровой форме, в силу особенности исследования, производится при возрасте ребенка более 3х лет. Цель аудиометрического исследования - определение порога звуковосприятия при воздушном и костном проведении для каждого уха.



Исследование выполняется при помощи прибора "аудиометр". В случае определения порога слышимости по воздушному проведению, специалист надевает наушники на голову ребенка и выкладывает перед ним игрушки чаще всего в виде кубиков или им подобные. Далее специалист объясняет суть метода - во время исследования специалист подает звуки разной частоты, подающийся тон может быть как постоянным, так и прерывистым. Ребенку требуется реагировать перемещением кубиков или определенным действием при факте услышанного звука, специалист объясняет какой звук человек должен услышать в наушниках (в определенном ухе). Выполняя перемещение кубиков ребенок технически оповещает специалиста о том что он услышал звук, в этот момент на аудиометре загорается световой индикатор оповещающий специалиста. Зачастую специалист возводит исследование в форму игры, т.е если ребенок слышит звук, он кладет кубик в корзину или ставит друг на друга в целях построить что-то наподобие пирамиды. Метод субъективный и его успешность зависит от того на сколько четко и понятно врач, специалист смог объяснить ребенку что от него требуется, видение ложно положительных ответов (когда ребенок кубик перемещает, но на самом деле он не слышал звук), от того на сколько ребенок заинтересовался и хочет выполнять действия, и понял ли он суть игры.

Импедансная аудиометрия

  • Надпороговые тональные аудиометрические исследования.
  • Шумометрия
  • Импедансная аудиометрия
  • Регистрация отоакустической эмиссии
  • Тимпанометрия

КСВП-

Коротколатентные

вызванные потенциалы

В отличие от ранее упомянутого исследования, при котором требовалось активное участие ребенка, данный метод исключает сотрудничество исследуемого.

Но из-за особенностей проведения данного исследования. Оно проводится в состоянии абсолютного покая, или ж, что чаще в состоянии естественного сна ребенка.

Объективный метод исследования слуха. Состоит в оценке биоэлектрических потенциалов (эл колебания) на определенных участках слухового пути, возникших в следствие реакции на примененный, как правило, звуковой раздражитель.Поскольку при этом исследовании регистрируется очень низкоамплитудные потенциалы или разница между напряжением биотоков, возникающих между электродами. Такое исследование требуется проводить с помощью точной электронной аппаратуры, в специальных помещения, врачом сурдологом.


О том как именно происходит исследование, мы опишем ниже. Так как, и КСВП, и ASSR аналогичны по принципу подготовки ребенка и его проведения.


Данное обследование в силу своих особенностей желательно сопоставлять с результатами ниже изложенного методом исследования.

ASSR-

регистрация слухового ответа на постоянный модулированный тон

В отличие от ранее упомянутого исследования, этот тест дает возможность построения графика как ребенок слышит на нескольких частотах в отдельности, данный тест так же необходим для слухопротезирования, так как при его помощи, возможно настроить средство реабилитации более коректно.

Объективный метод исследования слуха. Это ответ мозга на постоянные акустические стимулы, которые оптимизированы для частоты и более сопоставимы с чистыми тонами (подающимися при стандартной аудиометрии), чем акустический щелчок или тональная посылка. Т.Е если при КСВП при подачи акустического щелчка на выходе мы имеем график,то как ребенок слышит на определенном спектре частот, то при результатах данного теста, мы можем говорить о том как он слышит например на 500 Гц, 1000 Гц, 2000 Гц, 4000 Гц в отдельности.


Данное обследование в силу своих особенностей желательно сопоставлять с результатами выше изложенного метода исследования.

Подготовка и способ проведения методов


Исследуемый ребенок вместе с сопровождающими прибывает в кабинет в бодрствующем состоянии.

Далее врач сурдолог обрабатывает специальной мазью те месте кожного покрова головы, к которым будут крепиться электроды, специальной мазью с эффектом скраба, до легкого покраснения. Это требуется для лучшей токо проводимости кожного покрова-электрод.

Ребенок засыпает, естественным образом, родители или же сопровождающие могу помочь ребенку, убаюкивая его или же успокаивая. Зачастую дети волнуются и боятся новых мест, людей, обстановки. Поэтому не всегда удается произвести успешное обследование с первого раза, иногда ребенку требуется привыкнуть в месту проведения обследования, и когда он уже не боится, он спокойно засыпает.

Если у ребенка выработан режим сна и кормления, то обследование проводится в сопоставимое время, т.е если ребенок обычно спит в 13:00, то обследование начинает в 12:30 - 13:00.

Не позже, далее не дать ему перегулять сон. Если же сопоставлять с кормлением, то запись производится на примерное время кормления, врач сурдолог покидает кабинет, оставляя кормящую и ребенка не едине, после чего возвращается и производит обследование. Зачастую детей чуть раньше будят, и ни в коем случае не дают уснуть по дороге в центр, до визита занимают активными видами деятельности, дабы дать ему немного физически вымотаться и легче уснуть.

Данные обследования безболезненные , но требуют факта сна, так как если ребенок не будет спать, то его движения, моргание, дергание итд. Будет искажать результаты обследования и его будет не возможно произвести.

В данной статье рассмотрены далеко не все виды исследований слуха у детей, а только комплекс состоящий из базовых и основных методов за исключением отоакустической эмиссии.

При подборе слухового аппарата специалист отталкивается от 4х критериев подбора.

  • обследования (медицинские показания)
  • Необходимые функции слухового аппарата в связи с особенностями снижения слуха
  • косметический аспект (внешние размеры аппарата)
  • ценовой сегмент

Исходя из собранных данных о слухе, особенностях аудиограммы, какие частоты снижены, какие более сохранны, на какое кол-во Дб. Подбирается мощность слухового аппарата, так как при снижении слуха второй степени слуховой аппарат скорее всего будет подобран средней мощности, при остатках же слуха будет подобран сверхмощный аппарат, но это лишь предположения, так как важна не только средняя потеря слуха, а точнее кол-во Дб, но и аудиологическая кривая, где специалист видит какие именно частоты страдают больше всего. Так как высокочастотные звуки (высокие частоты), нам дют не только яркость, четкость, детализацию звука, Но и влияют на произношение таких звуков как (Ц.С..З.Ч.Щ.Ш.Ф).исходя из медицинских показателей и всего выше описанного будет подобранна мощность и частотный диапазон слухового аппарата.


Исходя из строения раковины, слухового прохода, особенностей черепа,

будет подобран корпус слухового аппарата, его размер и внешние данные.

Исходя из особенностей слуха, например: у ребенка в районе 6,7,8 кГц мертвые зоны улитки, будет предложен аппарат с функцией переноса высоких частот, функция позволяющая перенести неслышимые звуки улиткой, в область слышимых частот, и по факту услышать их.

Исходя из ценовой политики будет подобран ценовой сегмент слуховых аппаратов.

В совокупности всех четырех критериев будет подобран один или несколько максимально подходящих слуховых аппаратов, из которых уже и будет сделан выбор.


Но на этом процесс слухопротезирования не заканчивается, а только начинается. Так как надеть и настроить слуховой аппарат это далеко не все, что требуется для успешного слухопротезирования ребенка.

Обследования требуется проходить каждые пол года, наблюдать динамику слуха, настраивать слуховой аппарат каждый раз когда есть какие либо изменения, а так же производить настройку в связи с взрослением.

Производить корректировку настройки во время развития и обучения, корректировки производятся при совместной работе логопедов и сурдопедагогов, для четкой постановки звуков и речи.


В первый раз когда аппараты будут надеты на ребенка они будут настроены лишь на 60% процентов усиления, и далее ребенку дадут время привыкнуть к факту ношения аппаратов, далее через короткий промежуток времени (около недели), будет произведена корректировка настройки с увеличением усиления на 10%, и таких корректировок будет ровно столько, сколько будет необходимо, для того что бы вывести аппараты на уровень 100% усиления, главное делать это плавно, что бы не вызвать отторжение и негативные эмоции у ребенка.


Может ли слуховой аппарат навредить? Ухудшить оставшийся слух?

В ответ на эти вопросы категорично говорить нельзя, но! Современные слуховые аппараты настраиваются специалистами, врачами прекрасно понимающими как их настроить, специалисты обучаются настройке слуховых аппаратов, и только лишь пройдя обучение приступают к работе. Так же современные слуховые аппараты имеют возможности регулировок максимально выходного усиления, т.е аппарат не подаст звук громче, чем можно ребенку.


Можно привести следующий пример.

Если бы аппараты ухудшали слух, то 20 лет назад спротезированный ребенок слуховым аппаратом, имеющий при этом 4 степень снижения слуха, сейчас был бы абсолютно глухой, но слух ни коем образом не поменялся (если не было заболеваний или травм, ситуаций повлекших снижения слуха) за этот промежуток времени, но при этом тот самый ребенок, разговаривает и не испытывает трудностей коммуникации, живет полноценной жизнью.

Слуховой аппарат не вредит!

А дже напротив, помогает в развитии, и дает возможность жить полноценной жизнью, слушать музыку, общаться с родными и друзьями.


Более того есть очень много высокопоставленных лиц использующих слуховые аппараты, как минимум 2 королевы, и несколько президентов.



Не стоит их бояться, не стоит лишать ребенка возможности слышать все окружающие нас звуки, наслаждаться пением птиц и мелодией жизни!

 

Подготовил и написал статью специалист сурдоакустик: Сорокин Александр Александрович